Новости
14.02.2011
К концу года бензин на заправках может стоить 150 тенге/литр
Чем закончится противостояние парламентариев и Министерства нефти и газа Казахстана в деле принятия нового закона об обороте нефтепродуктов?
Депутаты считают, что этот закон слишком уж ущемляет права игроков рынка ГСМ, и отправляют законопроект на доработку, а министерство вводит в действие супертяжелую «артиллерию» – премьер-министра. Как мы уже писали, с принятием закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» оптовая торговля ГСМ на внутреннем рынке Казахстана будет существенно ограничена. Заниматься оптовыми торговыми операциями смогут только те, кто владеет нефтебазами. Все остальные игроки рынка обязаны будут закупать ГСМ только у этих фигурантов. – К примеру, у меня есть десять заправок, но нет нефтебазы, – сетует один из владельцев АЗС в Шымкенте. – Сейчас я могу покупать бензин у отечественных и российских производителей и продавать по более низкой себестоимости, потому что у меня в цене не лежат расходы на хранение. А после выхода закона у меня такой возможности не будет. Я должен буду закупать ГСМ у того же «Гелиоса» или «Синойла» или у агашки с нефтебазой, который получил аккредитацию в Астане. Ясно, что это приведет к повышению цен. Против принятия нового закона активно выступают те из игроков рынка ГСМ, кто не имеет нефтебаз, и часть мажилисменов. Между тем, министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев настаивает на необходимости принятия данного закона и выравнивании розничных цен на бензин в Казахстане с рынком России. По его словам, это поможет избежать скачков цен на ГСМ в различных регионах страны. Однако рабочая группа мажилиса, рассмотрев представленный законопроект, отправила его на доработку в Министерство нефти и газа с рядом смягчающих поправок. Тогда в защиту нового закона выступил премьер-министр Казахстана Карим Масимов. – Мы понимаем, что есть мощные лоббистские группы, которые работают по разным направлениям, чтобы вернуться к той системе, которая была раньше, когда в период посевной или уборочной цены взлетали до потолка, – заявил как-то Карим Масимов. – Я думаю, что сейчас мы урегулировали, теперь надо узаконить. Кому же в первую очередь выгодно принятие нового закона? Владельцам АЗС? Нет, их как ограничивали в верхней цене, так и будут ограничивать. Зато в новом законопроекте абсолютно ничего не сказано об ограничении оптовой цены! То есть возможность диктовать оптовые цены без оглядки на контролирующие органы получат крупные компании и владельцы нефтебаз. По сути, новый закон об обороте нефтепродуктов уже апробирован в Казахстане – на системе операторства. Это когда в каждом регионе выбиралось несколько фирм-операторов, которые получали ГСМ от поставщиков и затем распределяли топливо по всем остальным АЗС, накидывая сверху за услуги несколько тенге. Естественно, что в первую очередь и по более низкой цене операторы будут обеспечивать ГСМ собственные заправки. Единственное отличие, что операторы не могут особо влиять на оптовые цены. Эта система, абсолютно противоречащая действующему законодательству, в частности закону о конкуренции, с подачи Министерства нефти и газа действует уже второй год. Сейчас министерство продвигает закон, который, как и система операторства, вступает в явное противоречие с законом о конкуренции. Предположим, что закон об обороте нефтепродуктов принят, а розничную цену на АИ-92 подняли до 120 тенге/литр (сравняли с российской ценой, как предлагает Сауат Мынбаев). При существующих оптовых ценах для владельцев АЗС наступит «золотой век» – доход с одного литра достигнет 35–40 тенге. Однако кто сможет помешать крупным компаниям и владельцам нефтебаз поднять оптовые цены? Никто, законом это не запрещается! Они вполне могут покупать бензин у тех же россиян или у наших заводов по 85 тенге и продавать владельцам АЗС по 105–110 тенге. А заправщики будут продавать по 120 тенге, сидя на марже в 5–7 тенге. Причем, АЗС будут брать у оптовиков бензин по любой цене, потому что закон запретит им покупать ГСМ где-либо еще. А расплачиваться за всю эту катавасию будем мы, автовладельцы. Кстати, не совсем понятно, зачем выравнивать розничные (!) цены. Давайте рассмотрим, что сейчас происходит на рынках ГСМ в Казахстане и России. По оптовым ценам на ГСМ, и это также признает Сауат Мынбаев, Казахстан уже сравнялся с Россией. Однако в рознице есть отличия. На данный момент в Казахстане официально разрешено продавать АИ-92 на заправках по 99 тенге/литр (в России 24 рубля, или 120 тенге). Однако до сих пор по всему Казахстану розничная цена держится на уровне 89–92 тенге/литр. – В России себестоимость получается как у нас, грубо прикинем – 83 тенге, – подсчитывает Бахтияр, владелец сети АЗС. – А в розницу они продают по 120 тенге за литр, у них маржа составляет 30–40 процентов. Сейчас там им добавили транспортный налог в один рубль, около пяти тенге на нашу валюту. То есть пусть у них получается себестоимость в 90 тенге, но розничная цена в 120 тенге все равно обеспечивает большую маржу. А казахстанцы при себестоимости 80–83 тенге ставят розничную цену в 92 тенге. То есть у нас маржа составляет порядка 15 процентов. Российские компании получают бешеный навар. Почему наши чиновники хотят, чтобы мы продавали по российским ценам? Да, закупочные цены у нас одинаковые. Россияне – это их проблемы – могут накидывать 30–40 процентов, но я думаю, нашим казахстанцам и 10–15 процентов хватит. Я посчитал: если, грубо говоря, у нас на оптовом рынке цена 85 тенге и если даже у нас – есть такой разговор – увеличат акциз примерно на 50 долларов, то себестоимость на литр будет 90 тенге. При повышенном весеннем спросе мы можем накинуть 12 процентов и уложиться, максимум, в 105 тенге, но никак не задирать до 120 тенге, к чему нас призывают «Казмунайгаз» вместе с Министерством нефти и газа. Между тем, большинство российских аналитиков предсказывают повышение цен к концу 2011 года до 28–30 руб./литр (140–150 тенге). – Январская волна роста – уже третья за последнее время, – заявил 7 февраля журналу «КоммерсантъДЕНЬГИ» директор по развитию информационно-аналитического центра «Кортес» (Москва) Павел Строков. – До этого было повышение в конце сентября – начале октября 2010-го, затем – рост конца октября – начала 2010-го. Но как только в сентябре цены на нефть пошли вверх (пробив уровень 80 долларов, затем – 90 и 100 долларов), стали расти и внутрироссийские оптовые цены. Ранее мы предполагали, что бензин будет стоить 28,5 рубля за литр к лету и 30 рублей за литр к концу года. Сейчас готовы пересмотреть первый прогноз, но не второй. Потому что рост мировых цен за 100 долларов и более за баррель вызван спекулятивными причинами и сообщениями о нестабильности в арабских странах. Скоро революции в Тунисе и Египте не закончатся, а потому к лету нефть и бензин могут быть дороже, чем прогнозировалось. То есть если Казахстан будет равняться на российские цены, то можно предположить, что к концу года на АЗС самый ходовой бензин будет стоить до 150 тенге/литр? Что же в итоге получится, если закон об обороте нефтепродуктов примут в нынешней редакции? Цены от казахстанских поставщиков ГСМ особо прыгать вверх не будут, иначе у них бензин никто брать не будет, а перейдут на российский. Верхняя розничная цена (для АЗС) ограничена распоряжением правительства на уровне российской цены (предположим 120 тенге/литр). Но никто и ничто не ограничивает владельцев нефтебаз в манипулировании оптовой ценой. Вопрос: кто, что и самое интересное – для кого лоббирует? Министерство, проталкивая новый закон, или мажилисмены, не подписавшие его? Новости по теме |
Обратная связьПишите ваши комментарии и пожелания. Скажи нам, что понравилось, а что - не очень? А может нашли ошибку на сайте? |
Информер курса валютХочешь разместить информер курса валют на своем сайте? НовостиРекомендовать другуМы хотим, чтобы наш ресурс был полезен для вас. Если вам понравился наш вебсайт, просим рекомендовать его вашим знакомым.
|